Узбекские отели - в лидерах деловых поездок россиян
Узбекские отели - в лидерах деловых поездок россиян
Наибольшая активность по выездам сейчас у сотрудников нефтегазовой промышленность, автомобиле– и машиностроения, а в числе направлений-фаворитов - Узбекистан

Анализ спроса на размещение в отелях за рубежом в ходе деловых поездок россиян по итогам первого полугодия 2025 года представила компания "Аэроклуб". В ТОП-3 стран-лидеров, куда по тем или иным причинам предпочитали ездить бизнес-сотрудники из РФ, оказались Казахстан, Узбекистан и Китай. Причем Узбекистан - впервые.
Что касается профиля деловых туристов, то прослеживается повышение активности в так называемом реальном секторе (нефтегазовая промышленность, автомобиле– и машиностроение), а вот IT-cпециалисты ездить стали реже. По словам управляющего директора компании "Аэроклуб" Юлии Липатовой, которую цитирует Forbes, в сегменте IT-сектора "волна релокаций" относительно завершена (то есть, кто хотел уехать и осесть на новом месте - уже это сделал, или вернулся - Прим.ред.), а вот нефтегазовая промышленность и машиностроение усиливают деловую активность за рубежом в контексте открывающихся возможностей экспорта, включая новые контракты на территории Азии.
Так, у нефтегазовиков продолжительность проживания в гостиницах в зарубежных командировках увеличилась на 21%, до 5 дней (\12% к показателю прошлого года), а доля этого сегмента составила 32% (для сравнения: в 2024 году - 26%). Авто- и машиностроители нарастили количество поездок за границу сразу на 86%, доведя свою долю до 8% (4% в тот же период прошлого года).
А вот IT- и телеком-сферы сократили "аппетиты" в поездках за рубеж с деловыми целями, причем сразу на 23%, снизив долю с 30% до 23%.
Причем Центральная Азия постепенно превращается в своего рода центр делового туризма. Тем не менее, пока что лидирует Поднебесная: на Китай за первое полугодие пришлось почти две пятых (39%) всех номероночей бизнес-путешественников в гостиницах, проведенных за рубежом (плюс 24% к 2024 году, доля в 2024-м – 31%). Нефтегазовые компании останавливаются в отелях Китая на 48% больше, доля - уже 62% (52% в 2024 году). IT- и телеком-сектор занял в Китае долю 8% (9% в 2024 году) и показал рост на 16% год к году.
Казахстан за счет роста спроса на 19% к прошлому году оказался на втором месте, с 13% от всех номероночей (11% в 2024 году). Авто- и машиностроительные компании "заняли" 28% номероночей, что, по мнению аналитиков, может быть напрямую связано развитием сборочных производств и инфраструктурными проектами. IT- и телеком-компании - 25% (42% годом раньше, то есть снижение налицо).
На третьем месте - Узбекистан с долей 9% всех номероночей с бизнес-целями (6% в 2024 году). Тут прирост ночевок российских деловых туристов - 53% за год, к первому полугодию прошлого. Основной рост обеспечили IT- и телеком-компании, где количество номероночей поднялось на 68%, достигнув общей доли в 36% (33% в 2024 году). Нефтегазовый сектор снизил активность на 13%, его доля упала с 28% до 16%.
В целом спрос на проживание в зарубежных отелях в ходе бизнес-поездок остался на уровне 2024 года. Ну а средняя длительность бизнес-поездок и командировок за рубеж за январь-июнь составляла 4 ночи. Средняя стоимость суток - 17 300 рублей в пересчете по курсу. Самым дорогим направлением в плане размещения в командировках из стран, фигурировавших в рейтинге, остаются Эмираты: 45 000 рублей за сутки (+52% к тому же периоду 2024 года), а самым дешевым - Беларусь, 11 000 рублей (+10%).
Из направлений в фаворе те, где есть технологические хабы и региональные дата-центры.
Помимо трех упомянутых стран, в ТОП-10 попали также Беларусь (5% всех бронирований, минус 4% к 2024 году), Турция (доля 4%, минус 37%), ОАЭ (4%, минус 27%), Южная Корея (4%, минус 22%), Сербия (3%, минус 52%), Армения (2%, минус 39%) и Франция (1%, плюс 32%).
Из категорий отелей самый большой спрос - у "четверок" (45% номероночей за полугодие), далее идут "пятерки" (37%) и "трешки" (11). Сегмент некатегорийных средств размещения, включая апартаменты и квартиры, наращивает объемы в плане спроса со стороны бизнес-туристов особенно быстро: количество бронирований выросло на 36%, а доля доросла до 7% (5% в первом полугодии прошлого года).