Келья "три звезды"
Келья "три звезды"
Как устроен столь дефицитный для России малый гостиничный бизнес? За ответомна этот вопрос корреспондент "Итогов" отправился на юг Франции, где качество "индустрии гостеприимства" контролируется особенно строго.
Российская ассоциация турагентств бьет тревогу: за последний год поголовье иностранных туристов сократилось почти на 20 процентов - с 2,4 миллиона до двух миллионов. Главная причина - неразвитость инфраструктуры, отсутствие двух-трехзвездочных отелей по привычной для европейца цене в 40-90 евро в сутки. Казалось бы, создать мини-отель несложно: инвестиции сравнительно невелики - в среднем 1,3-2 миллиона долларов. Но в России отчаянных одиночек немного - у нас представлены преимущественно фирмы, строящие гостиничные сети. В мире ситуация прямо противоположная: частных семейных гостиниц не много, а очень много. Их "поле" - сельский туризм: по данным UNEP Tourism, доходы от него превысили в 2006 году 150 миллиардов долларов, почти треть выручки всей туриндустрии в мире. Пальма первенства принадлежит Италии (10 тысяч отелей-усадеб), затем идет Франция (6 тысяч).
В России сельские мини-гостиницы тоже есть. И их хозяевам бизнес-смекалки не занимать: помимо традиционного экотуризма - экзотика в виде недельного пребывания в советской действительности - вставать с горном, ходить строем, копать картошку, участвовать в соцсоревнованияхЕ Интурист в восторге! О своем отдыхе а-ля рюс менеджеры среднего звена где-нибудь в Лондоне потом с гордостью докладывают коллегам, демонстрируя вымпел передовика производства. По данным Международного общества экотуризма сельских усадеб всего 550. И для того чтобы Россия догнала Европу по количеству, качеству и разнообразию гостиниц, нужно создать такой же, как там, уровень безопасности и, главное, систему классификации и контроля качества. Что это такое? Как устроен малый гостиничный бизнес за границей? За ответом на этот вопрос корреспондент "Итогов" отправился на юг Франции, где система контроля качества мини-отелей приобрела наиболее завершенный вид.
Три звезды, два камина
Первым делом на помощь туристу приходят справочники систем классификации отелей и ресторанов - Logis de France, Michelin, Tables & Auberges de France и еще с десяток других. Каждая система по-своему производит отбор достойных. Есть такие, где проверяющие выезжают по официальному запросу из отеля. Если все оказывается в порядке, заведению присваивают ранг, и хозяин вешает перед входом соответствующий знак - камины, идущего человечка, силуэт Франции и т. д. Чем знаков больше, тем лучше. А вот Michelin - одна из самых старых систем, ей уже более 100 лет - действует по Гоголю, засылая своих ревизоров инкогнито. Поводом для визита, как правило, становятся рецензии самих туристов, а итогом проверок - толстая красная книжка, в которую удается попасть примерно 10 процентам гостиниц в стране. Увидеть себя в справочнике - счастливый билет для владельца.
3
Создатель справочника 1000 Tables & Auberges de France Жан Лано придумал свою градацию. Что нужно для того, чтобы попасть в это издание? Во-первых, дипломированный шеф-повар. Но диплом могут заменить пятилетние положительные отзывы о гостинице и ее ресторане. Внутреннее убранство должно быть "гармоничным и комфортным". Обязательные требования: быстрота и качество приема посетителей, наличие сезонных скидок, туркарт и информации, гигиена и пожарная безопасность, не говоря уже о вежливости персонала и соответствии заявленных удобств действительности.
Выгоден ли отельный бизнес во французской глубинке? Ведь даже в заштатном городишке как минимум два-три отеля, то есть конкуренция налицо, плюс сезонность работы. В поисках ответа мы отправились подальше от Парижа - в Лангедок и, свернув с основной магистрали, попали в департамент Од - родину альбигойской ереси, трубадуров, виноградников, а также замков и аббатств, переделанных в отели.
На графских развалинах
Сориентировались по справочнику месье Лано: в 25 километрах от городка Кайан в местечке Жинкла находится отель (на фото старинный особняк с садом) "У великого герцога". Владельцы - месье и мадам Брюше обещают "самый теплый прием в доме, расположенном в самом сердце страны катарских замков". Наличие паркинга и цена (60-70 евро за ночь с завтраком) решили дело. В Тулузу мы прилетели вечером, пока выбрались из аэропорта, стемнело. Проехав километров сто пятьдесят по трассе, продолжили путь по местной дороге, петлявшей среди холмов, и, разумеется, заблудились. Шум горной реки и выхватываемые фарами из темноты скалы говорили о том, что мы - в сердце Пиренеев. Но где именно? Хорошо, что есть сотовый: звонок месье Брюше - язык и до Жинклы доведет. Все было, как и обещано, - старинный дом, сад, фонтан. На склоне берега горной реки прилепилась и сама Жинкла с 43 жителями, 30 из которых давно на пенсии. Выяснилось, что наш хозяин Брюно Брюше - дипломированный повар и ресторатор, душа отеля, который он сам и создал с двумя братьями и супругой.
4
- Нам повезло, мы все сделали сами: старший брат - столяр, средний - кузнец, я - ресторатор. Родом мы из Перпиньяна, а в эту деревушку приезжали еще студентами на каникулы. Потом решили свой бизнес организовать. Присмотрели дом - жилище местного кузнеца. Дом - одно название, развалюха. Стоило такое "добро" немного, можно сказать, даром достался, зато и на реставрацию ушло почти шесть лет. Сделали отель, а потом и ресторан. Полгода работаем, в остальное время подновляем.
- А что приносит больше прибыли - отель или ресторан?
- Отель. Потому что на него налоги меньше. Да и персонала в отеле требуется меньше. Наемных работников от силы человек пять - семь в сезон.
- Продукты сами производите?
- Нет. На это уже нет ни сил, ни времени. Ездим на рынок в Перпиньян: местный люд фермерством не промышляет - земли почти нет. Пасынок занимается закупкой вин. Мы который год участвуем в "Бахус угощает"Е
Так называется справочник, который можно найти в большинстве ресторанов и отелей региона. Ассоциация виноделов департамента посвятила каждую неделю сезона с июня по август различным сортам вин, а рестораторы подготовили под каждое из них спецменю. Это такой туризм - гастрономический: ездить от ресторана к ресторану и обедать изысканно под бокал-другой местной "амброзии".
- Основные клиенты - англичане, - говорит Брюше. - Как только сделали рейсы из Лондона в Перпиньян и Каркасон, они и зачастили. И гастрономический туризм - их любимое развлечение.
- Насколько доходен бизнес?
- Около 10 процентов чистой прибыли в год. 15-20 процентов от доходов уходит на обновление дома, шестьдесят - на оплату налогов и зарплату, еще около десяти - все прочие расходы.
Хорошо, когда поблизости есть достопримечательности. А если их нет? Ничего страшного - и прибыльность, и клиентура наличествуют даже в самых заурядных местах. В этом нас заверил менеджер небольшого отеля, расположенного в пригороде Тулузы, неподалеку от аэропорта. Городок напоминает подмосковные Химки - сплошная типовая застройка. В центре - парк, там же и отель. На первый взгляд, сравнение с "Великим герцогом" немыслимо - санаторий советских времен. Зато прием не уступал в радушии дому Брюше. И отдача от "постоялого двора" неподалеку от аэропорта даже выше - около 15-20 процентов прибыли. Каков же может быть доход, если отель находится в оживленном месте, да еще и сам явлется памятником?
Наше внимание привлекла бывшая резиденция герцогов Жуайез у подножия Ренн-ле-Шато. Если это название не вызвало в памяти отклика, значит, вы не поклонник мистической истории, вокруг которой разворачиваются события у Дэна Брауна в "Коде да Винчи". По преданию священник прихода в Ренн-ле-Шато Беранже Соньер был известен тем, что в одночасье разбогател. Многие подозревали, что он нашел клад. Первые искатели Грааля и его тайны согласны с этой "гипотезой", но с поправкой: кладом были документы, подтверждающие существование потомков Христа. И сейчас Ренн-ле-Шато - место паломничества охотников за тайнами.
5
Замок, похожий на средневековый, на самом деле относится к эпохе Ренессанса. Его фортификационная