Крым. Проблем больше, чем туристов

Июн 20, 2007 | 1275 просмотров |

Крым. Проблем больше, чем туристов

Вопреки популярному в народе мифу о том, что основной источник дохода крымского бюджета — курортно-туристическая сфера, сегодня приходится констатировать: в казну республики у двух морей эта отрасль дает всего около 10%. В деньгах, в среднем за последнее время, — около 100 млн. гривен в год. Это при том, что в последние годы в Крыму отдыхает около 4,5—5 млн. человек. Плюс-минус полмиллиона в зависимости от длительности курортного сезона, на которую в основном влияет погода, и антирекламных усилий конкурентов.

Таким образом, если считать по-дилетантски грубо, каждый отдыхающий приносит в бюджет автономии около 20 гривен. Смешно. Почему же курорты и туризм, эта признанная во всем мире наиболее доходная сфера, столь незначительна для бюджета в Крыму, если стоимость отдыха здесь не ниже, а зачастую и выше, чем на процветающих курортах Турции, Болгарии и даже России?

Простая арифметика. Органи­зованных, как раньше говорили, отдыхающих из 5 млн. — миллион-полтора. Посчитать легко — по количеству проданных путевок и заполняемости гостиниц, отелей и турбаз. Соответственно, нетрудно и подсчитать, сколько денег в бюджеты они дают. Где отдыхают остальные и сколько их на самом деле? Ответ — на поверхности с советских времен. Так называемые неорганизованные отдыхающие, известные в просторечье как «дикари», селятся в частном секторе.

Чтобы враз понять, что пришло на смену пресловутой раскладушке в пристройке к дому ялтинца или евпаторийца, не надо даже ехать в Крым. Зайдите в поисковые базы Интернета, и вывалится такой массив предложений, с фотографиями и перечнем услуг, что выбирать будете не один день. Частные пансионаты и гостиницы, мини-отели, домовладения зеленого сельского и этнотуризма. От элитных апартаментов и коттеджей за несколько сот, а то и тысячу долларов в сутки — до комнат в доме со всеми или частичными удобствами, с пансионом или с кухней и самообслуживанием за 10—15—20 у.е. Вы можете забронировать себе отдых заранее через Интернет, оговорить меню, заказать транспорт (от скромных «Жигулей» до «Мерседеса» S-класса и даже вертолета КА-26), заранее организовать индивидуальный экскурсионный тур, включая морские прогулки на яхтах и катерах, горные — на лошадях или велосипедах. Короче, за ваши деньги — любой каприз.

А теперь — самое интересное. По данным Министерства курортов и туризма Крыма, к началу нынешнего сезона было зарегистрировано 1678 частных домовладений, сдающих жилье внаем, и 146 частных отелей. В реальности, считает замминистра Марина Слесарева, частных пансионатов и отелей «как минимум в пять раз больше. Если весь санаторно-курортный комплекс Крыма насчитывает 645 баз размещения, то можно говорить, что столько же появилось в частном секторе».

Следовательно, подавляющее большинство частных пансионатов и отелей работают в густой тени. Причем совершенно законно. Поскольку никаким законом эта сфера курортного бизнеса в нашей стране не регламентирована! Те, кто зарегистрирован (как правило как частный предприниматель), платят в казну единый налог, в сумме получается сущий мизер. При этом следует также учесть, говорит Марина Слесарева, что все «частники» получали землю под строительство индивидуального жилья, которое затем перестроили или возвели на участках новое — зачастую в несколько этажей и на 20—30 номеров, которое уже используют в коммерческих целях. «Эти пансионаты, ни у кого не спросив, «сели» на уже существующие сети: водоводы, канализацию и проч. Не оплачивая, как это делают легальные здравницы. При этом никто не просчитал рекреационную нагрузку. И это все государство своим бездействием, по сути, разрешило. А потом мы думаем — почему то там, то здесь купаться нельзя. А там вся канализация течет в море. Сейчас это еще не так заметно, но пройдет еще год-два и возникнет реальная экологическая угроза», — считает замминистра.

Сколько денег может дать в бюджет новый частный сектор крымских курортов, в министерстве не берутся прогнозировать. Экс-спикер крымского парламента, ныне — народный депутат Борис Дейч в свое время заявлял, что легализация частников могла бы вывести из тени около 2 млрд. гривен ежегодно, т.е. два крымских бюджета. И, если не ошибаюсь, то была единственная попытка просчитать возможный резерв.

А сейчас — другая правда о секторе, который, как уже сказано, тянет на себя большую часть отдыхающих. Если присмотреться к особенностям архитектуры типичных частных пансионатов, то легко проследить историю каждого бизнеса. К жилому дому, по мере зарабатывания денег на сдаче жилья внаем, пристраивались комнаты, веранды, террасы, затем – второй этаж, в последующие сезоны домовладение превращалось в замкнутый по периметру двора пансионат. Есть и другие — новые, изначально построенные как отели и пансионаты. Все это — без какой-либо координации или помощи государства, проявившего неспособность поддержать инициативу своих граждан, законодательно урегулировать эту сферу бизнеса и даже получать от нее средства в бюджет.

Я хорошо помню брошенные российскими военными после раздела Черноморского флота поселки на Донузлаве, вблизи Евпатории. Посреди лютой зимы люди оказались без работы, дома, детсады и школы — без отопления, вся социалка была передана местным советам, в бюджетах которых не было предусмотрено на ее содержание ни копейки. Фактически все оставшиеся могли кормить семьи только за счет курортников. И живут сейчас с того же, только побережье с каждым годом все больше застраивается новыми мини-пансионатами. И встал вопрос – они ничего не дают бюджету. Они работают нелегально. Они — вне закона.

«Когда частные мини-пансионаты стали расти как грибы после дождя и частный сектор стал составлять реальную конкуренцию крупным санаториям и пансионатам, начались проверки, подворные обходы налоговой, милиции, — вспоминает Андрей Клименко, известный крымский экономический эксперт и автор Программы экономического развития Крыма. — Я говорил руководству автономии: что вы делаете, да этим людям надо спасибо сказать, потому что они могут предоставить тот спектр услуг, на который не способны сейчас постсоветские здравницы. Но власть, как всегда, действовала топором — вместо того чтобы принять закон и помочь легализации загнанных в тень предпринимателей».

Многолетние попытки крымского Минкурортов и туризма добиться принятия соответствующего закона приводят к единственному выводу: законодатели и топ-чиновники страны не заинтересованы в том, чтобы этот сектор курортного бизнеса работал легально.

«Я в министерстве 10 лет, девять из них занимаюсь проблемой частных пансионатов, — рассказывает Марина Слесарева. — Зло берет — сколько же можно биться? Если показать вам нашу переписку по частным пансионатам с Кабмином, ВР Украины, нашей туристической администрацией, на крымском уровне — с архитектурой, налоговой, — это горы томов и папок».

Все, чего удалось добиться от Киева, — это постановления Кабмина двухлетней давности, неэффективность которого стала понятна сразу же после принятия. Что признает и тогдашний министр курортов Крыма Александр Таряник, ныне возглавляющий Бахчисарайский райсовет: «И мы говорим: жилой дом, где сдается больше десяти коек, это и есть пансионат. И тут тоже комедия начинается. Владелец говорит: а это у меня такой жилой дом — длинный коридор, а в каждой комнате — санузел. Мы приходим и видим, что во дворе живут 40 человек. А он рассказывает о юбилее окончания школы на Камчатке, а все жильцы — гости торжества. Что делать? Принять закон, ввести патент. Тогда будут и поступления в бюджет, и соответствующая плата за воду и электроэнергию».

Желания принять соответствующий закон, считает А.Таряник, у власти нет еще и потому, что «и в целом до развития курортно-туристической отрасли в стране никому дела нет. Вон в России захотели курорты развивать — бухнули 20 млрд. долл. под Сочи, тендеры провели, правительство занимается и дорогами, и водоснабжением, а дальше частники строят и отели, и пансионаты в соответствии с генпланом застройки. А у нас только у Евпатории генплан есть, а по Крыму в целом — нет. Во всем мире известно, что курортно-туристическая сфера по доходности выше, чем металлургия, чем нефтедобыча. Даже Россия стала считать, что туризм — это выгодно. Только у нас думают иначе, причем на всех уровнях. А люди выплывают, как могут


 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.