Развитие гостиничного бизнеса в СНГ

Ноя 02, 2006 | 3074 просмотра |

Развитие гостиничного бизнеса в СНГ

В большинстве стран СНГ и в Балтии сегодня гостиничный бум.
Выгодно как строить, так и владеть отелями.Например, в Узбекистане бум начался еще весной 2003 года, когда в Ташкенте состоялся совет директоров ЕБРР. Тогда правительство освободило на десять лет все частные гостиницы от уплаты целого ряда налогов, после чего в стране появилось почти 80 новых частных гостиниц.

На этой неделе примеру соседа последовало правительство Таджикистана. Генподрядчики и заказчики строительства крупных объектов – пяти гостиниц и гостиничных комплексов – освобождены от нескольких видов налогов, включая НДС, налог на пользование автодорогами, на прибыль юридических лиц, на доходы предприятий, на землю, на недвижимость и т. д. Освобождены от налогов также и импортеры, поставляющие сырье и оборудование для этих проектов.

По мнению экспортеров, такие налоговые освобождения, с одной стороны, стимулируют отрасль, с другой – коррупционируют ее и выводят за рамки нормальной рыночной конкуренции. Как замечают аналитики, в большинстве стран СНГ гостиничный бизнес – одна из наиболее "теневых" сфер.

Но даже при всем своем теневом устройстве отельный бизнес выгоден национальным экономикам. Как правило, он способствует экономическому росту, стимулируя приток инвесторов и туристов. К сожалению, на постсоветском пространстве, исключая некоторые крупные города, недостаточно отелей европейского уровня. Поэтому ниша для строительства новых гостиничных комплексов практически свободна или, по крайней мере, полностью не занята.

По словам эксперта информационного агентства "Туран" Назима Ахмедова, в Азербайджане отельный бум связан с развитием нефтяного сектора и наплывом иностранных специалистов, занятых в нем. Только за первое полугодие этого года отельный бизнес принес около 37 млн долларов – это на 24,8 процента больше показателя за этот же период 2005-го.

Только начинает развиваться гостиничный бизнес в Киргизии. "В отелях, построенных еще в советское время, часто нет элементарных условий, и приезжим приходится останавливаться в частных гостиницах, то есть, проще говоря, в сдаваемых в аренду квартирах в многоэтажных жилых домах, – рассказал один из менеджеров отеля в Бишкеке. – По мере роста интереса к Киргизии на Западе и в странах ближнего зарубежья неизбежно увеличение потока людей, приезжающих в республику. За последние два года количество постояльцев в гостиницах увеличилось в несколько раз. Между тем с начала 1990-х в Киргизии было построено всего три новых отеля", – отметил он.

Эстонские эксперты также жалуются на то, что строительство гостиниц не успевает за развитием туризма. Сложнее всего, естественно, снять номер в таллинской гостинице летом, особенно в дни массовых праздников.

Как правило, "распределение ролей в этом бизнесе таково: строительством крупных и дорогих гостиниц занимаются иностранные инвесторы, маленьких, "семейных" – местные предприниматели. Например, в Казахстане строят отели в основном турки. Объяснение этому министр туризма и спорта РК Темирхан Досмухамбетов нашел предельно простое: "Казахстанские базы отдыха не соответствуют требованиям иностранных туристов, тогда как Турция ежегодно принимает около 25 млн туристов, зарабатывая на этом около 23 млрд долларов". Особенно обилие турецких застройщиков заметно в Алма-Ате, где находится три 5-звездочных отеля (Hyatt Regency Almaty, Regent Almaty и Kumbel), пять 4-звездочных отеля (Астана, Достык, Ambassador, АйСер, Премьер Алатау, Отрар) и более семи 3-звездочных отелей. К тому же планируется строительство еще двух 5-звездочных отелей.

Разброс цен в гостиницах разных стран колоссален. Однако им свойственно нечто общее. То, что сказал исполнительный директор Союза туроператоров Армении Араик Варданян об Армении, можно отнести ко многим гостиницам в странах СНГ. "Владельцы гостиниц присваивают число звезд своему отелю сами и соответственно назначают высокие цены на проживание. В итоге номера простаивают, и владельцы бывают вынуждены "спуститься на землю" – значительно снижать цены", – подчеркнул он.

Источник: Деловая Неделя

Теги: 

 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.