Петербург: поток туристов сдерживает неразвитость рынка

Окт 28, 2009 | 568 просмотров |

Петербург: поток туристов сдерживает неразвитость рынка

Согласно рейтингу Всемирной туристской организации, Россия по открытости для туризма занимает 108-е место среди 133 стран. При этом по числу мест в гостиницах она оказалась 85-й, а по ценовой доступности размещения в них — 115-й. И туристическая жемчужина страны — Петербург — не исключение.

Город Петра, несмотря на повышенный интерес к нему со стороны туристов, все еще остается не самым гостеприимным «европейцем». Северная Венеция не выдерживает конкуренции с крупными европейскими мегаполисами, хотя туристических объектов здесь рекордное количество — как в Риме. Туристам здесь интересно, но небезопасно. А зачастую им просто негде жить — в Петербурге все еще не хватает гостиниц. Эксперты отмечают, что на рынке гостиничной недвижимости Петербурга сохраняется огромный дисбаланс между спросом и предложением, а это, в свою очередь, сдерживает поток желающих посмотреть город на Неве.

Между тем, как отметила зампредседателя городского комитета по инвестициям и стратегическим проектам Марина Дунаева, номерной фонд в гостиницах Петербурга активно растет с 2006 года. На данный момент в северной столице около 40-ка гостиничных проектов находятся на стадии строительства, еще примерно 45 — на стадии подготовки (по этим объектам принято постановление правительства об изыскательных работах).

Так, только в текущем году открылись 24 новые гостиницы, на подходе еще шесть отелей. В ноябре распахнет двери гостиница на 175 номеров на Литейном проспекте, в следующем году — гостиница на канале Грибоедова на 280 мест. Всего, по подсчетам чиновников, в 2009-2010 годах будет введено 2,6 тыс. номеров — если, конечно, кризис не заморозит проекты.

Между тем, на данный момент в Петербурге насчитывается чуть более 26 тыс. номеров, тогда как необходимо 32-33 тыс. Причем эту «норму» рассчитывали по европейской формуле 7 номеров на 1 тыс. жителей (в Амстердаме, например, на тысячу горожан приходится 24 гостиничных номера). Как отмечают игроки гостиничного бизнеса, в Петербурге работать непросто. Существенной проблемой при реализации инвестпроектов в этой сфере является необходимость их согласования с комитетом по охране памятников (КГИОП). Бизнесмены не против согласований в принципе — их смущают сроки. «Выдача различных разрешений — очень долгий процесс. В Москве, как правило, все делается быстрее», — заметил генеральный директор Horwath HTL Hungary&Russia Майкл О'Хэйр. Из-за длительных согласований некоторые проекты в Петербурге замораживаются на неопределенный срок.

Эксперты уже не первый год говорят о том, что существенным конкурентным преимуществом туристического Петербурга может стать конгрессный туризм. Современные масштабные конгресс-центры позволили бы северной столице конкурировать с тем же Римом и другими европейскими городами. Но таковых пока нет даже на бумаге. Единственной подобной площадкой условно можно считать «Ленэкспо», но ему не помешала бы реконструкция. «Город осознает эту потребность», — говорит Марина Дунаева. По ее словам, сейчас несколько проектов находятся в стадии разработки, но говорить даже о возможных сроках их реализации или расположении — преждевременно.

Для того, чтобы Петербург вышел на европейский уровень, понадобятся масштабные инвестиции. «Помимо проблем с визами, в Петербурге есть проблемы с аэропортом, со стоимостью авиабилетов», — отмечает Майкл О'Хэйр. Как известно, петербургскому Пулково предстоит стать авиа-хабом. Этот аэропорт морально устарел: несмотря на то, что он является самым крупным на Северо-Западе страны, по итогам 2008 года Пулково заняло только четвертую позицию по количеству перевезенных пассажиров, пропустив вперед московские Домодедово, Шереметьево и Внуково.

Свой круизный потенциал Петербург стал активно использовать недавно, за счет начала работы (с сентября 2008 года) нового морского пассажирского порта, построенного на вновь образованной земле у западной оконечности Васильевского острова.

Как ранее пояснял председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга Максим Соколов, теперь глава КЭРППиТ, «туристический сезон в Петербурге на фоне всеобщего падения прошел очень хорошо». По его данным, в текущем году произошло увеличение количества туристов, в том числе и за счет увеличения на 30% туристов, прибывающих в Петербург на круизных лайнера. По мнению чиновника, количество туристов могло быть и больше, но, к сожалению, «кризис не позволил запустить паромный туризм». Кроме того чиновник напомнил, что буквально в декабре 2008 года в закон были внесены изменения, предусматривающие распространение безвизового режима (в течение 72 часов) на пассажиров паромов, также как и для туристов круизных судов. Таким образом, появилась возможность возрождения паромного туризма в Санкт-Петербурге, тем более что в городе начал работу новый морской пассажирский порт «Морской фасад».

«Мы ждем возобновления паромного сообщения и считаем, что количество туристов в Петербурге удвоится с его развитием», — с оптимизмом заметил Соколов.

В навигацию 2009 года город принял 428,5 тыс. пассажиров морских круизных судов. Морской пассажирский терминал заработает на полную мощность в 2011 году, и тогда Петербург сможет принимать 1,5 млн туристов ежегодно (при этом в Хельсинки ежегодно на паромах прибывает около 14 млн человек, в Таллин — 7 млн).

Между тем, петербургские чиновники настроены оптимистично и не скрывают гордости за свои успехи. «В 2008 году приток туристов в Петербург увеличился на 10%, и мы фактически достигли цели, заявленной в программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра, приняв 4,8 млн гостей, — говорит Дунаева. — По итогам 9 месяцев 2009 году уже наблюдается рост притока туристов. В 2010 году мы планиуем принять не менее 5 млн гостей». Для сравнения: Прага ежегодно принимает 13-14 млн гостей, а за первые шесть месяцев кризисного 2009 года Париж посетили более 15,5 млн туристов.

Источник: РосБалт


 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.