Челябинску не хватает горничных

Челябинску не хватает горничных

Апр 10, 2009 / 0 комментариев / 1 просмотр

Представители индустрии гостеприимства Челябинска обеспокоены нежеланием молодежи начинать свой карьерный рост с профессии «горничная». Выпускники вузов и колледжей, не обладая необходимыми знаниями и опытом, претендуют сразу на руководящие должности, тогда как местные гостиницы нуждаются в «помощниках по хозяйству». Об этом заявили отельеры на состоявшемся в среду круглом столе, посвященном проблемам и перспективам гостиничного бизнеса. По мнению участников рынка, практика для студентов должна быть платной, а преподаватели челябинских учебных заведений в свою очередь с этим не согласны. В туристических компаниях, также заинтересованных в нормальной работе местных гостиниц, предлагают отельерам сотрудничать с вузами, обозначая потребности отрасли в тех или иных работниках, их специализацию и уровень подготовки.

8 апреля в Челябинске, в гостинице «Малахит», состоялся круглый стол на тему: «Гостиничный бизнес: опыт, проблемы и перспективы». В числе присутствовавших были участники челябинских гостиничного и туристического рынков, вузов и колледжей, готовящих специалистов в сфере HoReCa. Представители индустрии гостеприимства и ранее неоднократно заявляли о кадровых трудностях, о проблеме поиска квалифицированных специалистов. Именно эти вопросы оказались в центре внимания и на круглом столе.

В гостиничном деле администраторы и горничные являются знаковыми, ключевыми профессиями, отметили участники встречи. Роскошные интерьеры и оснащенность оборудованием по последнему слову техники мало что будут значить без профессиональных сотрудников в штате. И если в последнее время отельерам удалось решить проблему с администраторами, то вопрос с горничными остается открытым. Как отметила директор гостиницы «Царский двор» Галина Карпова, люди с высшим образованием в служащие гостиниц не идут, поэтому в числе обслуги – либо женщины старшего возраста, либо те, кого заставили прийти на эту работу жизненные обстоятельства. «Как правило, горничные – это несостоявшиеся в других профессиях немолодые женщины, – высказала схожую мысль директор гостиницы «Южный Урал» Елена Гусева. – Выходит, мы должны ждать, пока они уйдут на пенсию и придут к нам?».

При этом требования к служащим гостиниц весьма стандартны и несложны – быть чистоплотными и чистыми на руку. «Умеренный макияж, одна пара сережек, одно кольцо, бледный лак на ногтях, – перечисляет набор требований к горничным директор отеля “Малахит” Наталья Пыжикова. – Нельзя оставаться наедине с клиентом – за этим сразу последует увольнение».

Тем не менее профессия горничной требует определенного опыта и знаний, которые можно получить только на практике. «Гостиницы воспитывают персонал для себя, – говорит начальник отдела бронирования ОАО “Гостиничное хозяйство” Екатерина Ковалева. – Мы, например, создали свою систему обучения, наставничества». О передаче опыта и взаимозаменяемости сотрудников рассказал и генеральный директор ГК «Азия» (Магнитогорск) Петр Бибик. «Для каждой службы, будь то служба персонала или технического отдела, мы создали свою систему стандартов, – делится своим опытом господин Бибик. – К примеру, наши горничные каждый день в течение 30 минут читают свой стандарт. Мы социально ориентированная компания, стараемся не забывать о наших пенсионерах, потому что знаем, что на место бабушки придет ее внучка».

С одной стороны, отметили участники круглого стола, текучести кадров нет, в том числе и среди обслуги, – люди работают в гостиницах годами и даже десятилетиями. С другой – отельеров беспокоит нежелание начинать свою карьеру с профессии «горничная», поскольку она непрестижная и малооплачиваемая. По словам представителей гостиничного бизнеса, выпускники видят себя только в качестве администраторов или директоров гостиниц, считая ниже своего достоинства выполнять работу обслуживающего персонала.

Такой подход к делу бесперспективен, уверена заместитель генерального директора ОАО «Гостиничное хозяйство» Маргарита Свиридова. По ее словам, прежде чем занять руководящую должность, необходимо пройти все ступени карьерной лестницы. «Вчерашние студенты должны знать всю специфику гостиничного дела, – считает госпожа Свиридова. – Поэтому прежде чем перейти на работу в регистратуру или администрацию, они должны как минимум месяц отработать горничной».

При этом не только выпускники, но даже студенты, которым необходимо проходить практику в гостиницах и отелях, не стремятся пройти ее в качестве прислуги. «Из наших 50 студентов только двое поработали горничными», – говорит преподаватель Челябинского профессионального колледжа и директор гостиницы «Уралочка» Наталья Голоднюк. Кроме того, отметила она, колледжи и вузы готовят менеджеров гостиничного хозяйства, а узкая специализация отсутствует.

По мнению декана факультета управления Уральского института бизнеса Татьяны Бушуевой, в том, что студенты старших курсов и выпускники вузов не хотят работать горничными, нет ничего удивительного – «это нормальные человеческие амбиции». «Если есть проблема с горничными, давайте разработаем требования к этой должности, – предложила представитель УИБ. – Они должны быть прописаны, потому что без конкретных требований не будет и предложений». По мнению Татьяны Бушуевой, взаимодействие системы профессионального образования и гостиничного бизнеса должно решить проблему кадров. «На мой взгляд, – рассуждает она, – работодатель должен лично встречаться со студентами, проводить лекции, объясняя, что директорами они станут не сразу, для этого придется потрудиться. Причем встречаться нужно со студентами первых курсов».

«Студенты должны платить за качественную практику, – уверена в свою очередь директор “Уралочки”. – Мы тратим свое время и силы, ничего за это не получая». По словам Натальи Голоднюк, некоторое время назад была введена платная практика (три тысячи рублей), гарантировавшая качественные знания и навыки тем, кто бы ее выбрал. Однако заплатить за получение практических навыков пожелал только один человек. Поддержала предложение платной практики и Елена Гусева, мотивируя это тем, что работа с практикантами отнимает много времени и сил, хотя наряду с этим остаются обычные обязанности.

Однако у некоторых участников встречи подобная инициатива вызвала недоумение. «Вы где-нибудь слышали, чтобы студенты оплачивали практику?» – удивленно спросил председатель совета директоров туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. Кроме того, отметил он, заработная плата горничных слишком мала, чтобы вызывать интерес у молодых людей: «6-8 тысяч рублей – это зарплата не горничных, а уборщиц! Вот они и относятся к клиентам как уборщицы». Решение данной проблемы топ-менеджер компании видит в формировании заказа от гостиниц – отельеры сотрудничают с вузами, определяя потребности отрасли в тех или иных работниках, их специализацию и уровень подготовки.

Анатолий Гуревич поднял и другой, не менее актуальный вопрос – необходимость наличия Челябинска на деловой карте России. «Мы туристическая компания, но тем не менее состоим в Российской гостиничной ассоциации, – продолжил господин Гуревич. – К сожалению, этого не скажешь о челябинских отельерах – нашего города нет на деловой карте страны!». По словам соучредителя «Сусанина», порой доходит до абсурда: деловые люди, особенно иностранцы, останавливаются в екатеринбургских гостиницах, приезжают на встречи в Челябинск и снова возвращаются в Екатеринбург. Участие в Ассоциации, по мнению Анатолия Гуревича, станет настоящим продвижением нашего города как делового центра наряду со столицей Урала.

В итоге представители гостиничного бизнеса приняли решение сделать подобные встречи регулярными, чтобы в формате круглого стола решать наболевшие вопросы. Возможно, предположила Елена Гусева, имеет смысл создать для начала свою, челябинскую ассоциацию отельеров.

Источник:   Chel.ru



Добавить комментарий

АВТОРИЗУЙТЕСЬ, чтобы можно было оставлять комментарии.
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.