МИАН превратит дом Наркомфина в бутик - отель

Фев 13, 2009 | 822 просмотра |

МИАН превратит дом Наркомфина в бутик - отель

Группа компаний «Коперник» (новое название МИАНа) готовит проект восстановления легендарного «Дома Наркомфина» на Новинском бульваре. Что внушает сдержанный оптимизм, поскольку уникальное здание пребывает, мягко говоря, в ужасном состоянии. К сожалению, как и абсолютное большинство памятников архитектуры, не имеющих собственника. Государство же не в силах следить за всеми. Поэтому появление энтузиаста, готового взяться за реконструкцию, уже радует. Однако не всегда идея воссоздания старинного здания выдерживается во время собственно реставрации и переоборудования его под новые функции.
О «Доме Наркомфина» написаны тонны книг, научных трудов, статей. Поэтому Интернет-журнал о недвижимости Metrinfo.Ru лишь пунктирно напомнит о том, что же он собой представлял.
До логического конца комплекс так и не достроили
По задумке архитектора Моисея Гинзбурга дома-коммуны (или дома обобществленного быта) и, в частности, «Дом-коммуна Наркомфина», должны были наиболее полно соответствовать жизни и деятельности образцового советского человека 30-х годов. Предполагалось, что у себя в квартирах жильцы будут только спать, а обедать, отдыхать, заниматься спортом, читать и т.п. – все вместе в специально отведенных для этого помещениях.
Проект предусматривал сооружение 4-х корпусов, стоящих в зелени парка на внешней стороне Новинского бульвара. Протяженный 6-этажный жилой корпус соединялся остекленным переходом с коммунальным корпусом, вмещавшим кухню, столовую, спортивный зал, библиотеку и клубные комнаты. Ближе к Садовому кольцу параллельно основному зданию – узкая постройка с гаражом и прачечной. Также планировался отдельный корпус детского сада.
Для семей предназначались «жилые ячейки типа К» с отдельной, хотя и маленькой (4,5 кв.м.) кухней, двумя спальнями и ванной с уборной на верхнем уровне, а также большой жилой комнатой высотой 5 м. Одиночки и молодые пары должны были заселить выходящие в верхний коридор «жилые ячейки типа F», где большая комната высотой 3,6 м дополнялась только одной спальней, вместо кухни был встроенный «кухонный элемент», а вместо ванной – душевая ниша за занавеской.
Место расположения здания - симпатичный и зеленый уголок на внешней стороне Садового кольца - было выбрано для постройки дома при участии наркома финансов и главного покровителя проекта Николая Милютина.
Однако комплекс, (а его близнецами должны были в дальнейшем застраивать все социалистические города), так и не был завершен. К 1930 году достроены были только жилой и коммунальный корпуса.
За все время существования «Дом Наркомфина» ни разу серьезно не ремонтировался. Но даже без специальных исследований понятно, что он нуждается в самой тщательной реставрации. В 1990-м и 2007-м гг. дом обследовали мастерская «Архпроект» и фирма МАРСС и пришли к выводу, что необходимо, в первую очередь, восстанавливать внешние стены.
Будущее – бутик-отель
Весной прошлого года нашлись добровольцы, готовые взять на себя восстановление «Дома Наркомфина» – группа компаний МИАН (ныне – «Коперник-Групп»). «Мы занимаемся этим проектом уже несколько лет – говорит председатель совета директоров компании Александр Сенаторов. – У нас были разные проекты по применению здания, в том числе и некоммерческие. Однако был выбран формат бутик-отеля. Для нас важно не только привести здание, которое находится в ужасающем состоянии, в порядок, но и вдохнуть в него новые жизнь и смысл».
По словам Сенаторова, на данный момент в здании расположены 46 квартир общей площадью 2 тысячи квадратных метров. При этом около двух третей из них уже выкуплены. После реставрации «Дома Наркомфина» в нем будет создан гостиничный комплекс с номерным фондом 40 апартаментов класса «люкс». Концепцию реставрации и преобразования в 2007 году разработала проектная мастерская ООО «Гинзбург Архитектс» – под руководством Алексея Гинзбурга, внука архитектора дома-коммуны.
Проект пока не утвержден, однако уже сейчас специалисты, чья деятельность связана с охраной архитектурного наследия, видят положительную динамику в процессе восстановления комплекса.
Что ждет реставраторов
«Всегда хорошо, когда кто-то решает заняться спасением погибающего памятника, - считает вице-президент Национального фонда «Возрождение русской усадьбы» Дмитрий Ойнас. – Есть и минусы – разумеется, при переоборудовании здания будет утрачена часть интерьеров. В России вообще, по большей части, сохраняют только фасады зданий, а внутри всё перестраивают. Но если ориентироваться на европейский опыт, то он подскажет, как можно сохранить внутреннюю часть. Там достаточно часто делают гостиницу с минимальным изменением интерьеров и предлагают постояльцам некий вариант исторического колорита. Многие из них именно этого и ищут – крутые и узкие лестницы, маленькие комнаты – сохраненные кусочки быта предков, а комфорт достигается в таких отельчиках за счет организации всех мелочей. Очень часто такие гостиницы можно встретить в городских особняках Германии и Франции».
Идея отеля нравится и Сергею Коневу, заместителю директора АНО «Центр опеки наследия».
«Если говорить о проблеме сохранения «Дома-коммуны Наркомфина», то я очень рад тому, что у этого архитектурного памятника советского авангарда должен появиться инвестор, который примет на себя весьма интересную и сложную работу по реставрации и приспособлению здания под бутик-отель».
Однако основную проблему, подстерегающую реставраторов, он видит несколько в другом. «Сложность проекта состоит не в вопросах адаптации существующих помещений к новым функциям. Скорее всего, и реставраторы, и строители, и инвесторы столкнутся с проблемой сохранения идентичности строительных и отделочных материалов, применённых при строительстве этого здания».
«Историческая» гостиница – это хорошо?
Новая функция жилого здания также не вызывает неприязни у экспертов. «Конечно должен был быть объявлен тендер, – говорит Ойнас («Возрождение русской усадьбы»). – Он бы и выявил того, кто сможет предложить лучший проект сохранения памятника. Однако сегодня ситуация такова, что государство готово отдать памятник тому, кто предложит больше денег. А так как система поощрения таких инвесторов в России, в отличие от Европы, не развита, разумеется, здание может быть использовано только под коммерческий проект. Так что оборудование его под гостиницу в современных реалиях – один из оптимальных вариантов. Да и вообще, вопрос надо ставить, не как будет использован дом, а насколько он будет сохранен».
В свою очередь, Конев (АНО «Центр опеки наследия») видит ситуацию иначе. С его точки зрения, гостиница в «Доме Наркомфина» – это не просто дань необходимости, а очень удачное решение, подсказанное самой сущностью комплекса. «Дом-коммуна несёт в себе не только яркие стилевые черты конструктивизма, но это, прежде всего, внедряемый идеал жизненного пространства нового советского человека. Но мы хотим сохранить памятник архитектуры, а не законсервированную идею, – говорит эксперт. – Проект М.Я. Гинзбурга был направлен на создание жилого пространства. Так что оборудование здания под отель вполне правомерно. Структура гостиниц соответствует жилой функции, хотя и временной. Размещение бутик-отеля в доме-коммуне – наиболее взвешенное решение для приспособления этого архитектурного памятника, в котором уже при строительстве были заложены такие гостиничные функции, как зона общественного питания, спортзал, читальня и другие комнаты общественного блока».
У них и у нас
В доказательство Сергей Конев приводит примеры из европейского и российского опыта: «Практика изменений функционального использования исторических зданий широко развита в мире, религиозные здания и производственные строения приспосабливаются под жилые и общественные функции. Сохраняется историческая градостроительная основа, архитектурное и планировочное решение, конструктивный стержень и исходные строительные материалы, всё то, что составляет свидетельство интеллектуального развития нашей цивилизации.
Не составляет исключения в данном процессе и Россия. Исторические здания заводов и фабрик, манежи и гаражи успешно приспосабливаются под офисы, выставочные помещения, театры, рестораны. И такие примеры есть: в Москве производственные строен


 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.