Константин Горяинов, Interstate Hotels & Resorts: «Работа в гостинице – это часть импровизированного спектакля длиною в жизнь»
Константин Горяинов, Interstate Hotels & Resorts: «Работа в гостинице – это часть импровизированного спектакля длиною в жизнь»
Ситуация с кадрами – вопрос, не теряющий злободневности. Как сейчас в России обстоят дела с квалифицированными специалистами, как строить карьеру в отеле, стоит ли ехать учиться или работать за рубеж, и как вырасти до генерального менеджера, рассказывает во второй части серии интервью Константин Горяинов, вице-президент по операционной деятельности компании Interstate Hotels & Resorts
Читайте по ссылке первое из серии интервью с Константином Горяиновым
- Константин, как сейчас обстоят дела с профильными вузами, долей остающихся «в сфере» выпускников, их практико-ориентированностью – ведь несколько лет назад жалобы были именно на неприспособленность вчерашних студентов к работе в отелях? Что скажете об общем курсе властей в этом вопросе – помогло ли что-то из предпринятого вузам найти общий язык с отельерами? Чего удалось добиться за последние годы?
- Конкурс на места в вузах, готовящих специалистов для сферы туризма и гостеприимства, очень высок, причем не только на «бюджетной», но и на платной основе. А вот какой процент выпускников остается в сфере – другой вопрос, поскольку статистику я слышал разную. Одни говорят – 90% получивших дипломы остаются работать в гостеприимстве, другие – 50%... Возможно, реальные цифры несколько ниже, но кто же признается в том, что профильные учреждения не так нужны? Да и у нас есть подтверждения обратного.
Но официальная статистика впечатляет. Меры, которые принимают Министерство образования и другие органы исполнительной власти, которые аккредитуют вузы, лично я одобряю. Высшее образование, как в большинстве государств сейчас, и как было раньше в СССР, все же должно быть элитарным, «не для всех». К сожалению, в истории нашей страны был период, когда вузам приходилось выживать, и они принимали всех, кто в состоянии был оплатить учебу, и легко раздавали им дипломы. И гостиничная сфера – не исключение. Но сейчас времена поменялись, и пора эту элитарность высшему образованию вернуть. Отчасти – за счет «прореживания» вузов, чтобы оставить лучшие из них. Поскольку их многочисленность провоцирует еще одну проблему: выпускников – изобилие, и все вчерашние студенты почему-то уверены, что сразу станут руководителями. По крайней мере, они на это очень рассчитывают, а вузовские преподаватели в процессе обучения не стараются им эту ситуацию объяснить. Мол, ребята, вы должны четко понимать: да, с дипломом у вас есть своего рода фора, но начинать работать вам все равно придется с линейных позиций. К топовым должностям путь идет с низовых, иначе отрасль вас не примет как управленцев.
Поэтому, возможно, властям имеет смысл больше внимания уделить средним специальным учебным заведениям – колледжам, училищам и т.д. Поскольку отельерам сейчас зачастую интереснее работать с учащимися колледжей. Именно колледжи «поставляют» нам поваров, горничных, официантов. Эти ученики изначально настроены на то, что как минимум первые годы будут работать, как говорится, «на земле». И приходят готовыми к линейным должностям, не демонстрируют амбиции руководителя с первого дня работы.
Нельзя упускать из виду и такую тенденцию, что к настоящему моменту в России, как и во всем мире, гостиничная отрасль держится на нерезидентах.
- В каком смысле?
- А кто сейчас составляет большинство линейных сотрудников? Граждане стран СНГ. Причем за границей – та же ситуация: в США в отелях на рядовых должностях работают граждане латиноамериканских стран, в Европе – тоже эмигранты, в каждой стране свои. И это абсолютно нормально, ведь речь идет о работе, которая допускает возможность быстрого обучения и вывода персонала на свои рабочие места.
- Связано ли это как-то с низкими зарплатами в гостиничной сфере?
- Не назвал бы их «низкими». В какой бы индустрии ни попытался устроиться вчерашний выпускник вуза без опыта – зарплата будет примерно на аналогичном уровне. Другой вопрос, что в некоторых областях – продажи, банковское дело, страхование – возможен дополнительный доход в виде процентов от сделок, если человек быстро «поймает волну», но и то не факт. И эти сферы тоже специфичны. А вот платить 100 тысяч в месяц начинающему сотруднику не будут нигде.
Поднять зарплаты именно в гостиничной индустрии, чтобы молодежь к нам шла «по щелчку пальцев» нереально: допустим, у отеля есть 200 номеров. Он никак не может продать 201-й, чтобы доход с него пустить на повышение зарплат персоналу. Так что дело не в том, что руководители гостиниц – «скупые» люди, которые жалеют трудолюбивому сотруднику заплатить лишнюю копеечку: просто, если рынок диктует среднюю цену за номер в таком объеме, выше головы при всем желании не прыгнешь. Это специфическая черта индустрии, которую можно считать минусом. Зато у нее же есть и множество преимуществ. При работе в гостинице перед любым сотрудником открывается много дополнительных возможностей: можно общаться с интересными людьми, завязать деловые знакомства, показать себя, «подтянуть» или даже выучить новый иностранный язык. Да и карьерный рост намного быстрее, если такое желание возникнет.
- Так почему персонал это не ценит? Почему столь высокая текучесть кадров?
- Сейчас поколение пошло такое: не умеет ценить свои рабочие места. Человек поработал месяц там или сям, в другом месте предложили зарплату на 500 рублей больше – перебежал туда, в третьем отеле предложили через три месяца еще на 1000 рублей побольше – опять уволился. О своей карьере и репутации надо заботиться с самого начала.
Причем не обязательно стремиться к карьерному росту по вертикали: можно всю жизнь спокойно работать на одном и том же месте – официантом, барменом, поваром. В Европе, например, много таких специалистов: сотрудников ресторанов и отелей, чуть ли не предпенсионного возраста, которые на одной должности лет по 30-40 работают, и всех постоянных клиентов знают не только в лицо, а по именам. И работают они намного лучше, по той же причине, и чаевые у них на порядок выше.
- А в России такое будет?
- Конечно. Мы к этому уже идем. И обязательно придем, просто время еще не настало.
- К слову о характере: какими чертами должен обладать сотрудник гостиничной индустрии?
- По большому счету, достаточно желания работать именно в гостинице. Потому что здесь «найдут себя» и экстраверты, и интроверты. Нравится работать с людьми – идешь на стойку, в Guest Relations, в продажи. Не очень стремишься к активному общению, но хорошо ладишь с цифрами или техникой – пожалуйста: бухгалтерия, финансы, инженерная служба. Работа в гостинице тем и хороша, что позволяет реализовать себя в самых разных форматах: не можешь работать целый день, ищешь совместительство – пожалуйста: возьми 24 рабочих часа в неделю по гибкому графику и параллельно учись, так и на оплату обучения можно заработать. А понравилось, и ты понравился – по окончании вуза останешься тут же: отели охотно берут на работу уже зарекомендовавших себя «линейных» сотрудников. Да и вообще возможностей найти себя полно: устроиться на работу за рубежом, например. Даже не факт, что в гостинице той же сети: может, и среди постояльцев будущий наниматель обнаружится. Ведь для многих это знак качества, что человек работает в статусном отеле. К тому же за ним можно понаблюдать «при исполнении»: как ведет себя, как общается, как реагирует на нестандартные запросы. Так что, повторюсь, масса возможностей. Все зависит от вас.
- То есть, сделать карьеру в гостиничной среде могут все?
- Не в среде дело. Если человек хочет «расти» - он вырастет где угодно, следуя своей природе. Просто в гостинице это сделать не то чтобы проще, но быстрее – это точно. Потому что возможностей больше, о чем мы уже упоминали. И получать дополнительные, недостающие для карьерного роста навыки намного проще. Поработали на стойке рецепции, захотелось в маркетинг – пожалуйста! Надоело в F&B, а тут открылась вакансия в финансовом отделе, а у вас как раз финансовый институт за плечами. Если вы себя уже зарекомендовали, вашу кандидатуру охотно рассмотрят. И скорее всего возьмут: в гостиницах предпочитают растить «своих».
- Насколько привлекательна работа именно в международных гостиничных сетях?
- Да, конечно. Там не просто больше шансов – там и обучение более основательное, и знакомство с корпоративной культурой, получаешь навыки работы в «большой семье». Это не значит, что сетевой отель – «священная корова»: работа в небольших бутик-отелях или качественных независимых гостиницах тоже может дать очень многое. Но я как человек, проработавший много лет именно в гостиничных брендах, рекомендовал бы, если есть призвание работать в гостиничной сфере, - первый профессиональный опыт получать именно в сетевых отелях. В независимый, то есть «от большего к меньшему», перейти всегда успеете. А вот если начать работать в мини-отелях, влиться в высоко-регламентированную крупную корпоративную структуру будет тяжелее психологически. Проще наоборот: получив некоторый опыт в сети, потом при необходимости его «адаптировать» для работы в независимой гостинице.
- К слову о работе с прицелом на будущее: стоит ли пришедшему в сеть молодому сотруднику сразу озвучивать – мол, «через 10 лет ты можешь стать руководителем департамента»?
- Если упомянуть про «через 10 лет» человеку, которому только-только исполнилось двадцать, для него или нее это будет равноценно «никогда». Нельзя так говорить. А вот упомянуть, на что человек при должном усердии сможет рассчитывать через год-два, - стоит: это для молодежи – уже понятные ориентиры.
- А как определяете сроки?
- Не мы их определяем. Если работник толковый, то он в своем департаменте и меньше чем за два года может в администратора или даже супервайзера превратиться: за семь-восемь месяцев, например. Если сам захочет.
Так что если проработавший несколько лет в отельной сфере сотрудник говорит: «у меня не было возможностей для карьерного роста», то в этом виноват только он сам. Значит, желания особого куда-то двигаться не было. Просто просидел на своем месте несколько лет.
- Получается, что с линейной позиции в любом департаменте теоретически можно «дорасти» до крупного руководителя?
- Абсолютно. Примеров в мировой практике полно. Можно прийти в отель по ночам мыть посуду, а через 20 лет стать генеральным менеджером лучшей гостиницы Европы.
- Однако многие считают, что гостиничная сфера «вызывает зависимость», пусть и в хорошем смысле – то есть, отсюда не так просто уйти: работа затягивает. И многие, кто пытался проявить себя в других сферах, все же в итоге возвращаются в отель.
- Есть такое. Потому что, в отличие от других видов деятельности, работа в гостинице – это каждый день что-то новое. Новые люди, новые эмоции, новые требования. По сути, это каждодневная часть импровизированного спектакля длиною в жизнь, и это затягивает.
- Каково ваше мнение о западном образовании, которое сейчас так рекламируют: гостиничные школы Glion, LeRoche и другие – есть ли от них прок в плане трудоустройства и более быстрого карьерного роста в РФ?
- На самом деле, я не так часто вижу выпускников таких школ. Скорее потому, что молодежь едет туда учиться в основном с прицелом на то, чтобы после прохождения практики остаться работать за границей, благо это образование подразумевает такие возможности. Или же родители решают отправить туда ребенка, оплатив немалую сумму, с прицелом на то, чтобы чадо освоилось за рубежом и «устроило свою жизнь». Поэтому возвращаются на самом деле немногие. Да и плюсов особых от иностранного образования при работе в РФ я не вижу: разве что иностранный язык подтянут. Или в будущем, при найме на высокую позицию, у кандидата с дипломом швейцарской школы гостеприимства это сыграет «в плюс». Но и то – не факт: европейский диплом может «проиграть» хорошим рабочим навыкам, высоким показателям в продажах, опыту работы в престижной гостинице и т.д.
Так что рекламные посулы тех же европейских школ и курсов, что «с нашим дипломом вы быстро станете генеральным менеджером», основы под собой не имеют никакой. Рынок поменялся, сейчас и российские вузы выпускают качественных достойных специалистов. Решение о назначении на ту или иную должность выше линейной в любом случае будет приниматься по результатам работы сотрудника. Так покажи себя, продемонстрируй свои знания и навыки. Никто авансом кабинет генерального за тот или иной европейский диплом не предоставит.
- А как это коррелирует с тем, что в России отели по-прежнему нанимают на должность генеральных менеджеров экспатов? Хоть это сейчас и менее выражено, чем раньше.
- Сейчас, скорее, встает вопрос целесообразности. 20 лет назад в России не было специалистов, способных достойно возглавить крупный отель. Вот и нанимали экспатов по необходимости: другого выхода просто не было. Сейчас же речь уже о практически равной конкуренции. Ну, может, некоторые топовые бренды нанимают иностранцев следуя корпоративной политике, но в общем и целом идет конкуренция уже в сфере качества работы и навыков специалиста, а не в вопросе «наш» или «экспат».
- А многие ли российские менеджеры среднего и высшего звена жаждут уехать работать за рубеж? И обоснованно ли это рвение?
- Таких немного. На Запад, как правило, отельеры ездят попрактиковаться, людей посмотреть, себя показать, но очень часто возвращаются. Если бы у меня спросили совета – признаться, уже спрашивали неоднократно, – как строить свою карьеру, ехать ли для этого за границу. Я и раньше говорил, и сейчас говорю: в России возможностей больше.
Если хотите карьеры - тут это у вас получится быстрее. Рынок молодой, он все еще динамично развивается. В РФ приходят новые бренды, сети одну за другой открывают новые гостиницы, активно «растят» кадры внутри своих компаний. Так что в своей стране вы будете гораздо более востребованы, если исходный набор качеств для профессионального роста – коммуникабельность, рвение и т.д. – в наличии. Особенно с учетом того, как интенсивно сейчас развиваются регионы. Если еще лет десять-пятнадцать назад в регионы все боялись ехать – и экспаты, и граждане России, - мол, «там до сих пор на печи лаптем щи хлебают», то сейчас ситуация изменилась кардинально: города-миллионники почти все достаточно развиты, существенных отличий нет, кроме размера самого города. Так что хочешь карьерного роста? Собирай чемодан и поезжай в любой город страны: и зарплата не менее привлекательная, и путь к должности генерального менеджера может стать значительно короче.
Андрей Малышев, Кристина Голубева, специально для Frontdesk.ru