Сергей Ромашкин, Дельфин: "Сейчас действует два мощных фактора на российском рынке"
Сергей Ромашкин, Дельфин: "Сейчас действует два мощных фактора на российском рынке"
Работа гостиничного бизнеса в РФ в этом году разделилась на «до» и «после» даты 24 февраля. За эти три месяца гостиничный рынок существенно изменился, особенно это сказалось на системе дистрибуции после ухода Букинга. Frontdesk.ru побеседовал с представителями нескольких туроператоров - ключевых игроков рынка – о том, как происходящее сказалось на их взаимодействии с отелями.
Первым из серии интервью публикуем разговор с Сергеем Ромашкиным, генеральным директором туроператора «Дельфин».
- Сергей, как ощущается «уход» Booking.com с рынка конкретно для вашей компании?
- В первые же дни – а это случилось в начале марта – мы действительно заметили серьезный всплеск активности и со стороны туристов, обращающихся к нам напрямую, и со стороны отелей, бросившихся искать новые каналы продаж, чтобы компенсировать будущие «потери» от Booking.
Но, к сожалению, уход с рынка этого агрегатора стал не единственным и далеко самым серьезным событием тех недель: имею в виду политическую ситуацию. Последствия которой очень сильно обрушили нашей компании продажи в целом, независимо от взаимодействия с системами ОТА.
В конце марта «подключился» кэшбек, чуть позже – «рестарт» кэшбеке… В общем, уход Booking.com с рынка для нас как для туроператора оказался по эффекту несколько сглаженным другими факторами.
Тем более что все-таки особенность работы туроператора с отелями отличаются от взаимодействия со средствами размещения того же ОТА: мы мало бронируем под запрос туриста – мы, в основном, работаем с квотами. Финансируем их, держим «жесткие блоки», то есть, «храним» места «у себя», а не «в отеле». Так что на нашее взаимодействие с уже имеющимися в базе гостиницами это мало повлияло.
- А с теми, кто работал с Booking.com и наверняка ринулся к вам?
- Что касается «новичков» - какое-то количество средств размещения к нам, конечно, пришло; но, в отличие от ОТА, - мы не берем всех подряд. Вернее, если гостиница сама «постучится» - конечно, возьмем, но по своей инициативе работаем все же с более-менее крупными отелями, с номерным фондом от 50. А «просятся в друзья» в основном, наоборот, небольшие гостиницы, для которых Booking.com был светом в окошке; и этим самым «светом» мы для них стать, к сожалению, не можем – ведь значительная часть желающих расположена в крупных городах. В городах же традиционно доминируют Ostrovok.ru, «Академсервис» и им подобные платформы, ориентированные на «сити-сегмент».
Мы же в основном работаем с курортами: пляжный отдых, экскурсионные туры. Чисто городских бронирований у нас значительно меньше. Поэтому основными выгодоприобретателями по итогам ухода Booking.com стали платформы, максимально похожие именно на него. Забавно, что Ostrovok.ru никогда не скрывал, что с момента основания стремился стать «российским букингом» - и вот, в силу объективных обстоятельств им это удалось: они остались без главного конкурента.
Возвращаясь к туроператорам: они – мы, - выиграли меньше еще и из-за другой финансовой схемы: мы работаем с агентами. Те забирают у клиента деньги, вычитают свою комиссию и перечисляют нам. То есть, механизмы оплаты, которые так нравились путешественникам – забронировал, приехал и только тогда сам, из рук в руки, отдал деньги за проживание в отеле – у нас практически никогда не «работают».
И прироста партнеров-турагентов не видим: они тоже не бронировали через Booking.com, за редким исключением.
- Как думаете, если бы Booking.com «ушел» в какое-то спокойное время, как бы это было?
- Тогда бы можно было более четко понять, как именно это сказалось на рынке, оценить последствия.
А если учесть, что нас «трясет» уже три месяца – даже не говоря про последствия санкций. Закрылись южные аэропорты, и на этих курортах, которые для нас являются ключевыми (Анапа, Крым) случилось резкое падение: в Анапе – 25%, в Крыму – 40-50% - на этом фоне пытаться «отловить» разбежавшихся в панике туристов после ухода Booking.com весьма сложно.
Кстати, не знаю, согласитесь или нет, но, по-моему, «вес» этого ОТА на российском рынке был явно преувеличен. В ходе судебного процесса антимонополистов против Booking.com озвучивались доходы от России; боюсь ошибиться, но что-то вроде 60 или 70 млрд рублей в год – это общая сумма на все бронирования. Но ведь ОТА не получал эти самые деньги: только комиссию. Если взять усредненную для того же Booking.com комиссию в 15% - 9 миллиардов? 12? Разве это много в рамках РФ?
Ведь только в рамках программы кэшбека Ростуризм продал туров на 45 млрд рублей за два месяца. Крупные российские операторы тоже имеют объемы бронирования в десятки миллиардов рублей, ну и в целом отечественный гостиничный рынок я оцениваю свыше чем в 1 трлн рублей в год.
Ну да, «отвалился» крупный игрок, с объемом всего 7% - который, как оказалось, который он занимал по факту – от общего рынка. Это грустно, но другие «факторы влияния» были значительно более мощными.
- Прогнозы? Перспективы, для отелей в том числе?
- Сейчас действует два мощных фактора на российском рынке, вес которых на разных курортах различается. Первый – закрытые аэропорты. Это приводит к падению загрузки «пострадавших» от этого курортов.
Второе – экономический кризис: он налицо. В Сочи самолеты летают, но на днях видел статистику – сочинский аэропорт принял на 14% меньше пассажиров, чем в 2021 году. Это значит, что люди не уверены в завтрашнем дне, и начали экономить деньги; они не хотят тратить сотни тысяч рублей на отдых в Сочи или другой отечественной здравнице.
Впрочем, не везде все так грустно: Москвы и Санкт-Петербург – в плюсе (15%), Кавминводы продемонстрировал прирост 30% за три месяца. Так что итоговый баланс по году вполне может выйти «в ноль» - в смысле, сравниться с показателями 2021-го. Но при этом соотношение туристов по прибытиям в те или иные регионы будет очень сильно отличаться.
Беседовала Кристина Голубева специально для Frontdesk.ru